Использование информационно-коммуникационных технологий


Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
 
                  Внедрение ИКТ в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

В своей педагогической деятельности я выделяю следующие способы использования ИКТ:
  • ведение рабочей документации в электронном формате;
  • использование Интернет-ресурсов;
  • использование интерактивной доски на уроках
  • создание собственных мультимедийных презентаций;
  • использование ИКТ во внеурочной работе:
  • выступления с опорой на мультимедиапрезентацию;
 1. Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Это разработка программ, составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения, заполнение базы данных на учеников в программе 1C, создание методических копилок: «Классные часы», «Методические материалы по русскому языку», «Методические материалы по математике», «Контрольные, проверочные работы и тесты», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»  и мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества образования и результативности обучения.
Дидактический материал: печатный вариант индивидуальных заданий для тренировки навыков, организации самостоятельных и контрольных работ, а также наглядных средств обучения.

2. Использование Интернет-ресурсов
Интернет - это огромный информационный ресурс, который ежедневно пополняется: библиотеки мира предлагают свои виртуальные книжные полки потенциальным читателям, музеи и галереи демонстрируют свои экспонаты и шедевры прямо на вашем рабочем столе, электронные путеводители знакомят с достопримечательностями далеких стран. Сеть предоставляет возможность любому участнику коммуникаций опубликовать любую информацию о себе или своих проектах. Идет активный обмен готовыми мультимедийными продуктами и компьютерными обучающими программами.
Интернет несет функцию почты. Эта функция в настоящее время активно используется всеми участниками образовательного процесса.
Интернет даёт возможность создавать профессиональную корпоративную среду. Такая среда называется корпоративной сетью и, по существу, является интеграцией нескольких основных функций и технологий, объединяющих в одну организационную среду электронную почту, базы данных, совместное использование информационных ресурсов и обмен текущей документацией.
Сейчас в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам.

Образовательные порталы и форумы для профессионального общения педагогов:

http://edu.irkutsk.ru/ - Департамент Образования г. Иркутска
http://cimpo.irkutsk.ru/ - ЦИМПО г. Иркутска
http://ipkro-38.ru/ - ИПКРО г. Иркутска
http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование.
http://www.fio.ru – портал Федерации Интернет Образования.
http://vio.fio.ru/vio_site/ - Электронный журнал «Вопросы Интернет Образований».
http://center.fio.ru/som/ - сетевое объединение методистов.
http://www.oso.rcsz.ru – Обучающие сетевые олимпиады.
http://www.ioso.ru/distant/ Лаборатория дистанционного образования РАО.
http://www.intergu.ru/ Интернет-государство учителей.
http://pedsovet.org/ августовский Интернет-педсовет.
http://www.ito.su/Международная ежегодная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании" (ИТО).
http://www.relarn.ru сайт ассоциации "Relarn" (ежегодная конференция представителей региональных научно-образовательных сетей "RELARN").
http://www.school-sector.relarn.ru/ сайт "Школьный сектор".
http://www.bytic.ru/ Фонд новых технологий в образовании "Байтик" (Международная ежегодная конференция-выставка "Применение новых технологий в образовании").
http://www.online-educa-moscow.com Первая международная конференция по вопросам обучения с применением технологий E-learning.
http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей.
http://tm.ifmo.ru/ Всероссийская ежегодная научно-методическая конференция "Телематика".
http://www.1september.ru Издательский дом "Первое сентября".

С 2011 года в cвоей работе я эффективно использую цифровые предметно-методические материалы, представленные в рамках Общероссийского проекта “Школа цифрового века” издательского дома "Первое сентября".

http://www.infojournal.ru Журнал "Информатика и образование".
http://www.ou.tsu.ru/magazin.php Журнал "Открытое и дистанционное образование".

Интернет-это база для самообразования и саморазвития.
В нашей школе имеется возможность для дистанционного обучения одаренных детей, часто болеющих детей, а также для проведения факультативов для всех учащихся.
Новая форма обучения в сети Интернет – это дистанционные курсы, дистанционные конкурсы и олимпиады. Они позволяют школьному коллективу выходить далеко за рамки школьного уровня.
Я стараюсь не стоять на месте, а искать новые способы самореализации, способы повышения профессионального мастерства, участвую в профессиональных конкурсах.

3. В моей методической копилке собрано много мультимедийных материалов по предметам  начальной школы. Часть из Интернета, часть я готовлю сама. Их можно создать с помощью программы Microsoft PowerPoint. Мой кабинет оснащён интерактивной доской, поэтому есть  возможность использовать программу Notebook(SMART Board).
Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Стараюсь использовать на уроках слайдопрезентации - это приводит к целому ряду положительных эффектов:
  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
4. Во внеурочной деятельности в начальной школе необходимо заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить!
В этом, конечно же, помогает использование компьютерных технологий. Провести внеклассные мероприятия на различные темы, соревнования, классные часы мне помогают презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятий.

5. Выступление с опорой на мультимедиапрезентацию – это наглядно, интересно и увлекательно. Есть возможность показать основные тезисы доклада, продемонстрировать фотографии, на диаграмме вывести результаты работ. Этот вид использования ИКТ активно применяется мной при проведении родительских собраний, при участии учеников в НПК с использованием презентаций, в выступлениях с докладами на МО, на пед. советах.

Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Я уверена, что использование компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес к учебе.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий